Деловая этика

Служба комплаенс

Антикоррупция

Комплаенс‑система КМГ обеспечивает соответствие деятельности Компании законодательству, отраслевым стандартам и прочим обязательным требованиям. Ее элементы интегрированы в виды деятельности Компании.

Внутренние политики и методы противодействия коррупции

АО НК «КазМунайГаз» в своей деятельности основывается на принципах законности, добросовестности и этичности. Компания строго соблюдает применимое законодательство, предпринимает все возможные действия для предотвращения коррупции, заботится о безупречной репутации и стремится к внедрению высоких международных стандартов в области этики.

Основные направления деятельности Службы комплаенс:

  • противодействие коррупции;
  • соблюдение законодательства, общепринятых норм корпоративной и деловой этики;
  • управление инсайдерской информацией;
  • положительная деловая репутация;
  • управление конфликтом интересов.

Следуя лучшей мировой практике корпоративного управления, Компания утвердила следующие внутренние документы по вопросам комплаенс:

  • Политику в области противодействия коррупции;
  • Политику конфиденциального информирования;
  • Политику по урегулированию конфликта интересов;
  • Политику по проверке благонадежности контрагентов;
  • Правила внутреннего контроля для разграничения прав доступа к инсайдерской информации и недопущения возможности неправомерного использования такой информации инсайдерами;
  • Кодекс деловой этики;
  • Положение о Службе комплаенс.

Процедуры комплаенс‑контроля

Для соответствия стандартам этичного поведения и добросовестного ведения бизнеса Служба комплаенс проводит проверки контрагентов Компании. Такая практика помогает предотвратить заключение договоров с недобросовестными контрагентами, снизить риски нарушений договорных обязательств.

Служба комплаенс также проводит проверки благонадежности кандидатов на занятия вакантных должностей, связанных с исполнением организационно‑распорядительных и административно‑хозяйственных функций. Это позволяет обеспечивать надежность и профессионализм руководства Компании, снижая возможность коррупционных действий на высоких постах. Одним из условий принятия на работу стали психологические проверки и тесты на полиграфе (детекторе лжи) для кандидатов, в компетенцию которых входит проведение закупок.

Важным шагом по противодействию коррупции в Группе компаний КМГ является проведение антикоррупционного мониторинга и внутреннего анализа коррупционных рисков. По результату внутреннего анализа коррупционных рисков принимаются планы мероприятий по устранению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

В рамках создания эффективной системы управления конфликтом интересов с 2020 года в АО НК «КазМунайГаз» проводится всеобщее декларирование конфликта интересов по всем сотрудникам Группы компаний КМГ.

В качестве эффективного инструмента в борьбе с правонарушениями применяется система инициативного информирования (горячая линия). В связи с включением и нахождением ценных бумаг, выпущенных КМГ в списке торгуемых на фондовых биржах, Служба комплаенс проводит мероприятия по недопущению возможности неправомерного использования инсайдерской информации лицами, обладающим доступом к такой информации, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

На постоянной основе проводятся мероприятия в целях формирования антикоррупционной культуры в Компании и исключения комплаенс‑рисков в корпоративных решениях Службой комплаенс, рассматриваются материалы, выносимых на рассмотрение Правления и Совета директоров КМГ.

Обучение персонала

КМГ стремится сформировать антикоррупционную культуру среди своих сотрудников. Одним из направлений этой деятельности является антикоррупционное обучение с обеспечением его непрерывности, последовательности и актуальности.

В 2024 году проведен комплекс мероприятий (семинары, совещания) по вопросам усиления антикоррупционной культуры, совершенствованию комплаенс‑функции и корпоративного управления. В рамках реализации Политики в области противодействия коррупции в различных организациях осуществлена работа по информированию и обучению сотрудников.

В отчетном периоде Службой комплаенс КМГ была проведена оценка действующих антикоррупционных процессов на предмет соответствия требованиям ISO 37001 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством». По результатам оценки разработан План мероприятий для последующей сертификации КМГ.

Служба комплаенс проводит мероприятия, направленные на формирование и развитие антикоррупционной культуры, которая подразумевает систему ценностей, отражающую нетерпимость к коррупции, в том числе очные обучающие и информационные мероприятия для сотрудников Компании, наглядные материалы по требованиям антикоррупционной политики Компании размещены в общедоступных местах. Кроме того, на постоянной основе проводятся консультации сотрудников и руководителей Компании, совещания с руководством всей Группы компаний КМГ по вопросам противодействия коррупции, направляются информационные рассылки о требованиях законодательства.

КМГ
КМГ

Горячая линия

В целях своевременного выявления нарушений, предотвращения их негативных последствий, соблюдения законодательства и внутренних нормативов, сохранения репутации и имиджа, улучшения корпоративной культуры в Группе компаний АО «Самрук‑Қазына», в том числе в АО НК «КазМунайГаз» и его дочерних и зависимых организациях, функционирует централизованная горячая линия, оператором которой является независимая аудиторская компания KPMG.

Горячая линия позволяет конфиденциально заявлять об известных фактах коррупции, мошенничества, дискриминации, а также иных нарушениях со стороны сотрудников и контрагентов Компании и ее ДЗО.

Контакты горячей линии размещены на корпоративных сайтах Компании и ее ДЗО. Принимаются меры по ее популяризации.

Желающие могут сообщить о любых нарушениях Кодекса поведения, в том числе о фактах коррупции, дискриминации, неэтичного поведения и иных нарушениях. Компания гарантирует конфиденциальность и анонимность рассмотрения 100 % обращений.

В 2024 году на горячую линию поступило 115 обращений, что на 35 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Это свидетельствует о росте интереса и активности сотрудников и контрагентов, повышении доверия к этой функции и ее популяризации, а также укреплении доверия к функции комплаенс в КМГ. Компания на постоянной основе принимает оперативные профилактические меры, которые способствуют вовлеченности сотрудников и иных лиц к использованию возможностей горячей линии.

Горячая линия

Горячая линия «Нысана»

  • Телефон: 8 (800) 080‑30‑30
  • Номер WhatssApp: 8 (702) 075‑30‑30
  • Интернет‑портал: nysana.cscc.kz
  • Электронная почта: nysana@cscc.kz
  • Кол‑центр «Нысана» принимает бесплатные звонки по всем социально‑трудовым нарушениям 24/7
Количество обращений в периодах

Компания осознает важность развития каналов инициативного информирования как основных источников поступления сведений о готовящихся или совершенных нарушениях, а также считает, что наиболее действенным способом повышения доверия к каналам инициативного информирования является всестороннее, полное и объективное рассмотрение обращений.

Сведения о выявленных рисках, связанных с коррупцией

В отчетном периоде в Компании был проведен внутренний анализ коррупционных рисков во внутренних нормативных документах КМГ, в организационно‑управленческой деятельности.

По результатам проведенного анализа коррупционные риски были выявлены в организационно‑управленческой деятельности, а также в отношении внутренних документов.

В соответствии с Методическими рекомендациями Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции разработан План мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению выявленных коррупционных рисков, а также приняты меры по оценке выявленных рисков для включения их в общую Карту рисков Компании.

Конфликт интересов

В Компании осуществляется процедура раскрытия сведений о конфликте интересов. Порядок и способы раскрытия сведений о конфликте интересов определены Политикой по урегулированию конфликта интересов у сотрудников и должностных лиц Компании. Кроме того, осуществляется первичное раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу, при переводе на вышестоящую должность в другое структурное подразделение, при изменении функционала и иное.

Служба омбудсмена

КМГ

Одной из основных функций Службы омбудсмена (далее — омбудсмен) является обеспечение контроля соблюдения справедливости и интересов всех сотрудников Компании посредством: раннего предупреждения и урегулирования споров и конфликтов; вынесения на рассмотрение соответствующих органов и должностных лиц проблемных вопросов, носящих системный характер и требующих решения; выдвижения предложений по стабилизации конфликтных ситуаций. В Кодексе деловой этики КМГ четко прописаны принципы о недопущении сотрудниками и должностными лицами КМГ дискриминации по отношению к кому‑либо на основании расовой, религиозной, национальной, половой, политической или иной принадлежности, социального происхождения, имущественного и должностного положения, языка общения и других обстоятельств, а также исключается возможность предоставления каких‑либо привилегий отдельными сотрудниками на основе указанных признаков.

При реализации своей деятельности омбудсмен КМГ руководствуется законодательством Республики Казахстан и внутренними документами КМГ.

В течение 2024 года проведена разъяснительная работа по Кодексу деловой этики среди сотрудников, организованы встречи с персоналом крупных предприятий, таких как ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс», АО «Каражанбасмунай», АО «Мангистаумунайгаз», АО «Озенмунайгаз», ТОО «АНПЗ» и др. По горячей линии инициативного информирования кол‑центра «Нысана» в адрес КМГ поступило 112 обращений, решены вопросы по трудовым правам и деловой этике, обновлен Кодекс деловой этики с учетом корпоративных ценностей и устойчивого развития. Служба омбудсмена КМГ осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением соответствующими структурными подразделениями. Также состоялись сотрудничество с внешними организациями и участие в профильных мероприятиях.

По устным обращениям (посредством телефонной связи, личных приемов) Служба омбудсмена провела консультации, выдала рекомендации. Все поступившие обращения были рассмотрены, приняты меры по урегулированию проблемных вопросов, в том числе направленных на восстановление нарушенных прав и законных интересов.