Транспортировка

Приоритетные задачи в среднесрочной перспективе:

  • повышение загрузки созданных мощностей через рост привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ;
  • развитие дополнительных экспортных маршрутов;
  • контроль за операционными затратами.

Транспортировка нефти в КМГ представлена двумя видами — магистральными трубопроводами и морским флотом.

Показатель Транспортировка магистральными трубопроводами Транспортировка морским флотом
Управляющая компания КазТрансОйл Казахстанско-Китайский Трубопровод МунайТас Каспийский трубопроводный консорциум Казмортрансфлот
Доля КМГ КМГ: 90 % КТО : 50 % КТО: 51 % КМГ: 20,75 % КМГ: 100 %
Основные направления Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Китай, внутренний рынок Экспорт в Европу Экспорт в Европу
Основные маршруты
  • НПЗ Казахстана;
  • Узень — Атырау — Самара;
  • перевалка нефти в системы КТК и Атасу — Алашанькоу;
  • перевалка нефти в порту Актау

Атасу — Алашанькоу;

Кенкияк —Кумколь

Кенкияк — Атырау Тенгиз — Новороссийск Черное море, Средиземное море, Каспийское море
Общая протяженность, км 5 373 1 759 449 1 510 Не применимо
Мощность, млн тонн в год

17,5

5,2

20 6 81,5 Не применимо

Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам

Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит национальному оператору по магистральному нефтепроводу — КТО, его двум совместным предприятиям (Казахстанско-Китайскому Трубопроводу (ККТ) и МунайТас), а также КТК. Действующая трубопроводная инфраструктура страны обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.

Объем транспортировки нефти, тыс. тонн
Компания 2022 2023 2024
КТО (100 %) 40 656 44 188 44 887
  • экспорт
12 762 16 618 17 253
  • транзит
9 989 10 143 10 214
  • внутренний рынок
17 905 17 426 17 420
ККТ (100 %) 19 236 18 806 18 789
  • экспорт
1 290 1 209 1 200
  • транзит
9 980 9 979 9 979
  • внутренний рынок
7 966 7 618 7 610
МунайТас (100 %) 5 606 5 527 5 791
  • экспорт
1 188 1 114 1 171
  • внутренний рынок
4 418 4 413 4 620
КТК (100 %), экспорт 58 711 63 474 63 007

Объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в 2024 году увеличился на 1,0 % и составил 70 309 тыс. тонн. Увеличение связано с перевалкой нефти с месторождений Кашаган и Карачаганак в направлении нефтепровода Атырау — Самара и Каспийского Трубопроводного Консорциума через систему АО «КазТрансОйл», а также с ростом объемов внутренней транспортировки в направлении нефтеперерабатывающих заводов.

Объем транспортировки нефти на долю КМГ, тыс. тонн
Компания 2022 2023 2024
КТО (100 %) 40 656 44 188 44 887
ККТ (50 %) 9 618 9 403 9 394
МунайТас (51 %) 2 859 2 819 2 953
КТК (20,75 %) 12 183 13 171 13 074
Всего 65 316 69 581 70 309
Транспортировка

Маршруты транспортировки нефти

Грузооборот нефти на долю КМГ вырос на 1,5 % и составил 62 111 тыс. тонн, увеличение связано с ростом объемов внутренней транспортировки нефти для нефтеперерабатывающих заводов, а также с ростом транзита российской нефти в Узбекистан.

Грузооборот нефти, млн тонн × км
Компания 2022 2023 2024
КТО (100 %) 34 261 34 208 35 526
ККТ (100 %) 17 314 16 872 16 858
МунайТас (100 %) 2 265 2 236 2 395
КТК (100 %) 78 154 83 959 81 615
Грузооборот нефти на долю КМГ, млн тонн × км
Компания 2022 2023 2024
КТО (100 %) 34 261 34 208 35 526
ККТ (50 %) 8 657 8 436 8 429
МунайТас (51 %) 1 155 1 141 1 221
КТК (20,75 %) 16 217 17 422 16 935
Всего 60 290 61 206 62 111

Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.

Средневзвешенные тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок, тенге за тонну на 1 тыс. км
Компания 2022 2023 2024
КТО 4 356 4 602 4 742
ККТ 4 359 4 359 4 839
МунайТас 5 912 5 912 5 912

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года №204-VI «О естественных монополиях» услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию страны и экспорта за ее пределы не входят в сферу естественных монополий.

Средневзвешенные тарифы на транспортировку нефти на экспорт
Компания 2022 2023 2024
КТО, тенге за тонну на 1 тыс. км 8 831 9 490 10 150
ККТ, тенге за тонну на 1 тыс. км 6 799 6 799 6 799
МунайТас, тенге за тонну на 1 тыс. км 5 912 5 912 5 912
КТК, долл. США за тонну 36 36 36
Средневзвешенные тарифы на транзит нефти в Китай, долл. США за тонну
Компания 2022 2023 2024
КТО 4,23 4,23 4,23
ККТ 10,77 10,77 10,77

Ключевые проекты 2024 года

Соглашение с SOCAR

В 2024 году было подписано соглашение с компанией SOCAR, предусматривающее поэтапное увеличение транзита нефти через территорию Азербайджана до 60 тыс. тонн в месяц. Первая отгрузка нефти в объеме до 20 тыс. тонн запланирована с начала 2025 года. Соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджанской Республики предусматривает увеличение объемов отгрузки казахстанской нефти по маршруту Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан до 2,2 млн тонн в год.

Снижение тарифов на железнодорожную перевозку нефти

В сотрудничестве с национальной железнодорожной компанией «Қазақстан темір жолы» и государственными органами были снижены тарифы на железнодорожную перевозку нефти по казахстанскому участку маршрута. Это решение направлено на ­повышение конкурентоспособности транзитного коридора Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан.

Транзит нефти через порт Актау

Объем транспортировки нефти по маршруту Актау — Баку — Джейхан в 2024 году составил 1 млн 419 тыс. тонн, что на 34 % превышает показатели 2023 года.

Морская транспортировка

Ключевым оператором морских перевозок Казахстана является дочерняя компания КМГ ТОО «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» (КМТФ), специализирующаяся на транспортировке нефти, нефтепродуктов и грузов по Каспийскому морю и международным маршрутам. Компания управляет современным флотом, включая танкеры и буксиры, обеспечивая логистику, фрахтование и портовое обслуживание. КМТФ активно расширяет мощности, внедряя современные технологии и экологические стандарты. Как стратегический участник транскаспийских маршрутов, компания играет важную роль в обеспечении экспортных поставок и развитии морской логистики Казахстана.

В 2024 году объем морской транспортировки нефти вырос на 22,2 %, достигнув 13 169 тыс. тонн. Рост обусловлен увеличением транспортировки нефти по акватории Средиземного моря из-за роста объемов отгрузки из порта Джейхан, а также наращиванием объемов по маршрутам Актау — Махачкала и Актау — Баку в акватории Каспийского моря.

Объемы транспортировки нефти, тыс. тонн
Море 2022 2023 2024
Черное 3 457 3 605 3 370
Средиземное 5 276 6 440 7 716
Каспийское 610 733 2 083
Всего 9 343 10 778 13 169

Сотрудничество с AD Ports Group

Компания активно развивает морские маршруты через Каспийское, Черное и Средиземное моря. В рамках сотрудничества с AD Ports Group приобретены танкеры Taraz и Liwa, которые в 2024 году по маршруту Актау — Махачкала перевезли 874 тыс. тонн нефти. Также совместно с ЗАО «Азербайджанское каспийское морское пароходство» осуществляется транспортировка нефти по маршруту Актау — Баку. В открытых морях судами AD Ports Group перевезено 2,4 млн тонн нефти.

В рамках сотрудничества с AD Ports Group ведется развитие паромного флота и контейнеровозов для Транскаспийского международного транспортного маршрута.

Планы на 2025 год
  1. Разрабатываются возможности для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута:
    • реализация проекта по приобретению двух танкеров типа «Афрамакс» (115 тыс. тонн дедвейта);
    • проработка проекта строительства трех танкеров для Каспийского моря и универсальных паромов.
  2. Сотрудничество с AD Ports Group:
    • расширение танкерного флота и начало работ по строительству контейнеровозов вместимостью более 500 ДФЭ.
Геологоразведка