Транспортировка
Приоритетные задачи в среднесрочной перспективе:
- повышение загрузки созданных мощностей через рост привлекательности и конкурентоспособности маршрутов транспортировки нефти по нефтетранспортным системам КМГ;
- развитие дополнительных экспортных маршрутов;
- контроль за операционными затратами.
Транспортировка нефти в КМГ представлена двумя видами — магистральными трубопроводами и морским флотом.
Показатель | Транспортировка магистральными трубопроводами | Транспортировка морским флотом | |||
---|---|---|---|---|---|
Управляющая компания | КазТрансОйл | Казахстанско-Китайский Трубопровод | МунайТас | Каспийский трубопроводный консорциум | Казмортрансфлот |
Доля КМГ | КМГ: 90 % | КТО : 50 % | КТО: 51 % | КМГ: 20,75 % | КМГ: 100 % |
Основные направления | Экспорт в Европу и Китай, внутренний рынок | Экспорт в Китай, внутренний рынок | Экспорт в Китай, внутренний рынок | Экспорт в Европу | Экспорт в Европу |
Основные маршруты |
| Атасу — Алашанькоу; Кенкияк —Кумколь | Кенкияк — Атырау | Тенгиз — Новороссийск | Черное море, Средиземное море, Каспийское море |
Общая протяженность, км | 5 373 | 1 759 | 449 | 1 510 | Не применимо |
Мощность, млн тонн в год | 17,5 5,2 | 20 | 6 | 81,5 | Не применимо |
Транспортировка нефти по магистральным трубопроводам
Трубопроводная инфраструктура Казахстана принадлежит национальному оператору по магистральному нефтепроводу — КТО, его двум совместным предприятиям (Казахстанско-Китайскому Трубопроводу (ККТ) и МунайТас), а также КТК. Действующая трубопроводная инфраструктура страны обладает достаточным потенциалом для увеличения объемов транспортировки нефти с перспективных проектов.
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО (100 %) | 40 656 | 44 188 | 44 887 |
| 12 762 | 16 618 | 17 253 |
| 9 989 | 10 143 | 10 214 |
| 17 905 | 17 426 | 17 420 |
ККТ (100 %) | 19 236 | 18 806 | 18 789 |
| 1 290 | 1 209 | 1 200 |
| 9 980 | 9 979 | 9 979 |
| 7 966 | 7 618 | 7 610 |
МунайТас (100 %) | 5 606 | 5 527 | 5 791 |
| 1 188 | 1 114 | 1 171 |
| 4 418 | 4 413 | 4 620 |
КТК (100 %), экспорт | 58 711 | 63 474 | 63 007 |
Объем транспортировки нефти по магистральным трубопроводам в 2024 году увеличился на 1,0 % и составил 70 309 тыс. тонн. Увеличение связано с перевалкой нефти с месторождений Кашаган и Карачаганак в направлении нефтепровода Атырау — Самара и Каспийского Трубопроводного Консорциума через систему АО «КазТрансОйл», а также с ростом объемов внутренней транспортировки в направлении нефтеперерабатывающих заводов.
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО (100 %) | 40 656 | 44 188 | 44 887 |
ККТ (50 %) | 9 618 | 9 403 | 9 394 |
МунайТас (51 %) | 2 859 | 2 819 | 2 953 |
КТК (20,75 %) | 12 183 | 13 171 | 13 074 |
Всего | 65 316 | 69 581 | 70 309 |

Маршруты транспортировки нефти
Грузооборот нефти на долю КМГ вырос на 1,5 % и составил 62 111 тыс. тонн, увеличение связано с ростом объемов внутренней транспортировки нефти для нефтеперерабатывающих заводов, а также с ростом транзита российской нефти в Узбекистан.
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО (100 %) | 34 261 | 34 208 | 35 526 |
ККТ (100 %) | 17 314 | 16 872 | 16 858 |
МунайТас (100 %) | 2 265 | 2 236 | 2 395 |
КТК (100 %) | 78 154 | 83 959 | 81 615 |
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО (100 %) | 34 261 | 34 208 | 35 526 |
ККТ (50 %) | 8 657 | 8 436 | 8 429 |
МунайТас (51 %) | 1 155 | 1 141 | 1 221 |
КТК (20,75 %) | 16 217 | 17 422 | 16 935 |
Всего | 60 290 | 61 206 | 62 111 |
Тарифы на транспортировку нефти на внутренний рынок Казахстана подлежат государственному регулированию.
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО | 4 356 | 4 602 | 4 742 |
ККТ | 4 359 | 4 359 | 4 839 |
МунайТас | 5 912 | 5 912 | 5 912 |
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2018 года №204-VI «О естественных монополиях» услуги по транспортировке нефти в целях транзита через территорию страны и экспорта за ее пределы не входят в сферу естественных монополий.
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО, тенге за тонну на 1 тыс. км | 8 831 | 9 490 | 10 150 |
ККТ, тенге за тонну на 1 тыс. км | 6 799 | 6 799 | 6 799 |
МунайТас, тенге за тонну на 1 тыс. км | 5 912 | 5 912 | 5 912 |
КТК, долл. США за тонну | 36 | 36 | 36 |
Компания | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
КТО | 4,23 | 4,23 | 4,23 |
ККТ | 10,77 | 10,77 | 10,77 |
Ключевые проекты 2024 года
Соглашение с SOCAR
В 2024 году было подписано соглашение с компанией SOCAR, предусматривающее поэтапное увеличение транзита нефти через территорию Азербайджана до 60 тыс. тонн в месяц. Первая отгрузка нефти в объеме до 20 тыс. тонн запланирована с начала 2025 года. Соглашение о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджанской Республики предусматривает увеличение объемов отгрузки казахстанской нефти по маршруту Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан до 2,2 млн тонн в год.
Снижение тарифов на железнодорожную перевозку нефти
В сотрудничестве с национальной железнодорожной компанией «Қазақстан темір жолы» и государственными органами были снижены тарифы на железнодорожную перевозку нефти по казахстанскому участку маршрута. Это решение направлено на повышение конкурентоспособности транзитного коридора Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан.
Транзит нефти через порт Актау
Объем транспортировки нефти по маршруту Актау — Баку — Джейхан в 2024 году составил 1 млн 419 тыс. тонн, что на 34 % превышает показатели 2023 года.
Морская транспортировка
Ключевым оператором морских перевозок Казахстана является дочерняя компания КМГ ТОО «Национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот» (КМТФ), специализирующаяся на транспортировке нефти, нефтепродуктов и грузов по Каспийскому морю и международным маршрутам. Компания управляет современным флотом, включая танкеры и буксиры, обеспечивая логистику, фрахтование и портовое обслуживание. КМТФ активно расширяет мощности, внедряя современные технологии и экологические стандарты. Как стратегический участник транскаспийских маршрутов, компания играет важную роль в обеспечении экспортных поставок и развитии морской логистики Казахстана.
В 2024 году объем морской транспортировки нефти вырос на 22,2 %, достигнув 13 169 тыс. тонн. Рост обусловлен увеличением транспортировки нефти по акватории Средиземного моря из-за роста объемов отгрузки из порта Джейхан, а также наращиванием объемов по маршрутам Актау — Махачкала и Актау — Баку в акватории Каспийского моря.
Море | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Черное | 3 457 | 3 605 | 3 370 |
Средиземное | 5 276 | 6 440 | 7 716 |
Каспийское | 610 | 733 | 2 083 |
Всего | 9 343 | 10 778 | 13 169 |
Сотрудничество с AD Ports Group
Компания активно развивает морские маршруты через Каспийское, Черное и Средиземное моря. В рамках сотрудничества с AD Ports Group приобретены танкеры Taraz и Liwa, которые в 2024 году по маршруту Актау — Махачкала перевезли 874 тыс. тонн нефти. Также совместно с ЗАО «Азербайджанское каспийское морское пароходство» осуществляется транспортировка нефти по маршруту Актау — Баку. В открытых морях судами AD Ports Group перевезено 2,4 млн тонн нефти.
В рамках сотрудничества с AD Ports Group ведется развитие паромного флота и контейнеровозов для Транскаспийского международного транспортного маршрута.
- Разрабатываются возможности для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута:
- реализация проекта по приобретению двух танкеров типа «Афрамакс» (115 тыс. тонн дедвейта);
- проработка проекта строительства трех танкеров для Каспийского моря и универсальных паромов.
- Сотрудничество с AD Ports Group:
- расширение танкерного флота и начало работ по строительству контейнеровозов вместимостью более 500 ДФЭ.
