Система корпоративного управления
Система корпоративного управления АО НК «КазМунайГаз» представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих управление и контроль за деятельностью Компании, а также систему взаимоотношений акционеров (в том числе мажоритарных акционеров: АО «Самрук‑Қазына», Министерство финансов Республики Казахстан (Национальный фонд Республики Казахстан) и РГУ «Национальный Банк Республики Казахстан»), Совета директоров, Правления и заинтересованных сторон.
Компетенции органов управления КМГ четко разграничены и закреплены в Уставе Компании.
Система корпоративного управления КМГ основывается на уважении прав и законных интересов акционеров и ключевых заинтересованных сторон: государства, стратегических партнеров и контрагентов (поставщиков и покупателей), инвесторов, сотрудников КМГ, муниципалитетов, местных сообществ и жителей регионов присутствия Компании.
Система корпоративного управления Компании постоянно совершенствуется с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики корпоративного управления.

Структура корпоративного управления
Развитие системы корпоративного управления
Компания стремится к соответствию лучшим практикам в области корпоративного управления и сознает, что соответствие высоким стандартам корпоративного управления и прозрачность — это важнейшие факторы повышения инвестиционной привлекательности и экономической эффективности деятельности, способствующие укреплению доверия потенциальных инвесторов, контрагентов и иных стейкхолдеров, снижению рисков неэффективного использования ресурсов Компании, росту ее стоимости и увеличению благосостояния.
Совет директоров Компании контролирует эффективность практики корпоративного управления в КМГ, а корпоративный секретарь координирует ее непрерывное совершенствование.
Главным документом, на котором основываются построение и улучшение практики корпоративного управления Компании, является Кодекс корпоративного управления КМГ Утвержден решением годового Общего собрания акционеров КМГ от 28 мая 2024 года (протокол №1/2024, вопрос №4). (далее — Кодекс корпоративного управления, Кодекс). Кодекс разработан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, внутренними документами АО «Самрук‑Қазына», с учетом развивающейся в Казахстане и мире практики корпоративного управления.
Кодекс закрепляет принципы, на которых основывается система корпоративного управления в Компании. Совет директоров и Комитет по аудиту Совета директоров осуществляют контроль за внедрением положений Кодекса в КМГ.
В соответствии с требованиями Кодекса Корпоративный секретарь ежегодно анализирует его на предмет соблюдения Компанией его принципов и положений с применением подхода Comply or explain («Соблюдай или объясняй»). В настоящее время преобладающая часть требований Кодекса соблюдается. Случаи частичного несоблюдения отдельных его положений отражены в Отчете о соблюдении/несоблюдении принципов и положений Кодекса за 2024 год (далее — Отчет о соблюдении) с пояснением причин несоблюдения. Ознакомиться с Отчетом о соблюдении КМГ принципов и положений Кодекса в 2024 году можно в приложении к Годовому отчету.
На протяжении ряда лет Служба Корпоративного секретаря КМГ на последовательной и системной основе осуществляет координацию деятельности Компании по совершенствованию практики корпоративного управления. Для постановки целей и отслеживания прогресса улучшений в области корпоративного управления КМГ с 2016 года использует Методику диагностики корпоративного управления в юридических лицах, более 50 % голосующих акций которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук‑Қазына» (далее — Методика).
Методика предполагает присвоение рейтинга по результатам диагностики (аудита) корпоративного управления Компании независимой стороной. Такая диагностика осуществляется на регулярной основе.
По результатам диагностики на основании Методики Службой Корпоративного секретаря КМГ составляется План мероприятий по совершенствованию корпоративного управления, результаты исполнения которого на регулярной основе доводятся до сведения Совета директоров и Комитета по аудиту Совета директоров Компании.
По результатам очередной независимой диагностики корпоративного управления, проведенной в 2021 году независимым консультантом — компанией PricewaterhouseCoopers — на основании Методики, КМГ был присвоен рейтинг корпоративного управления на уровне «ВВВ», что продемонстрировало достигнутый Компанией прогресс (по результатам предыдущей диагностики, проведенной в 2018 году, Компании был присвоен рейтинг «ВВ») и означает соответствие системы корпоративного управления Компании во всех существенных аспектах большинству установленных критериев и при этом наличие достаточного подтверждения того, что система работает эффективно. Следующая очередная независимая диагностика корпоративного управления КМГ будет проведена в 2025 году.
Компания учла вышеуказанные рекомендации, заложив их в План по совершенствованию корпоративного управления, и 2024 год посвятила планомерной реализации мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы корпоративного управления КМГ по таким областям, как прозрачность, права акционеров, управление рисками, внутренний контроль и аудит, эффективность деятельности Совета директоров и исполнительного органа, устойчивое развитие. В соответствии со сложившейся практикой Корпоративный секретарь КМГ осуществляет регулярный мониторинг исполнения Плана по совершенствованию корпоративного управления, и отчеты о его исполнении рассматривают Комитет по аудиту Совета директоров и Совет директоров с предоставлением обратной связи менеджменту КМГ.
В целях совершенствования корпоративного управления в стратегиях развития АО «Самрук‑Қазына» и КМГ до 2031 года определены основные вехи по достижению амбициозных значений КПД «Рейтинг корпоративного управления». Это свидетельствует о повышенном внимании к корпоративному управлению со стороны мажоритарного акционера КМГ — АО «Самрук‑Қазына», Совета директоров, Комитета по аудиту Совета директоров и менеджмента Компании.
В целом совершенствование корпоративного управления в Компании представляет собой непрерывный цикличный процесс, основной задачей которого является получение от независимой стороны рейтинга и соответствующих рекомендаций по улучшению.