Взаимодействие с поставщиками
Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.
Закупочная деятельность Группы компаний КМГ регулируется двумя документами:
Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группа компаний КМГ использует портал «Информационная система электронных закупок» (ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.
ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и, таким образом, способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.
Помимо ИСЭЗ, заказчики могут осуществлять закупки товаров (с пороговой суммой до 20 тыс. месячного расчетного показателя) конкретных марок и моделей от определенных производителей в электронном магазине www.skstore.kz по перечню категорий товаров, утверждаемых Правлением Фонда.
Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.
Общий объем закупок
Общий объем годового плана закупок за 2024 год составил 1 219 млрд тенге без учета НДС. Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и товарной биржи. По итогам 2024 года сумма договоров по конкурентным закупкам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 593 млрд тенге, или 51 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития. Неконкурентные закупки (способом из одного источника) осуществляются в исключительных случаях, когда их приобретение конкурентным способом не представляется возможным.
Год | Товары | Работы и услуги | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | Сумма | Доля, % | |
2022 | 237 | 23 | 275 | 26 | 512 | 49 |
2023 | 302 | 25 | 320 | 26 | 622 | 51 |
2024 | 258 | 22 | 335 | 29 | 593 | 51 |
Год | Товары | Работы и услуги | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Общая сумма (млрд тенге) | Доля внутристрановой ценности, % | Общая сумма (млрд тенге) | Доля внутристрановой ценности, % | Общая сумма (млрд тенге) | Доля внутристрановой ценности, % | |
2022 | 410 | 58 | 1 290 | 90 | 1 700 | 82 |
2023 | 606 | 50 | 1 580 | 88 | 2 186 | 77 |
2024 | 503 | 55 | 1 550 | 89 | 2 054 | 81 |
Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков
Совершенствование закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ. Действенным инструментом решения данной задачи является реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков.
Предварительный квалификационный отбор (ПКО) Потенциальные поставщики, прошедшие процедуру ПКО, по решению комиссии квалификационного органа включаются в Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, размещенный в открытом доступе на портале закупок АО «Самрук‑Қазына». — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Порядком осуществления закупок, производимый посредством анкетирования и аудита.
Основными целями ПКО являются выявление квалифицированных, надлежащим образом отобранных поставщиков, повышение эффективности закупок товаров, работ и услуг для нужд портфельных компаний Фонда.
На сегодняшний день комиссией Фонда по ПКО утверждены 43 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организациями КМГ способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО.
В 2024 году КМГ дополнительно разработаны квалификационные критерии по десяти категориям ТРУ для проведения ПКО, из которых три категории были утверждены в 2024 году, остальные семь категорий находятся в процессе согласования и утверждения Комиссией Фонда по ПКО.
Категорийные закупки
Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием ТРУ, включенных в приоритетные категории.
Категоризация осуществляется путем объединения ТРУ в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.
Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.
Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс‑функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену при работе с надежными производителями и поставщиками.
Управление категориями закупок включает в себя:
- категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
- разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
- реализацию закупочных категорийных стратегий;
- мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
- развитие поставщиков.
Показатель | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем категорийных закупок | 13 948,38 | 41 531,68 | 49 716,04 | 109 447,54 | 93 618,92 | 115 545,23 | 124 942,2 |
Выгоды категорийного управления закупками | 1 565,01 | 4 101,81 | 7 011,23 | 13 109,53 | 8 435,32 | 7 534,63 | 13 368,3 |
Импортозамещение
Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу, связанную со стимулированием импортозамещения в закупках в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47‑VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (Порядок заключения и исполнения офтейк‑контрактов (Программа содействия созданию новых производств, далее — Программа)). Основной целью Программы является поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, особенно в регионах присутствия, а также технологическое перевооружение с целью выпуска импортируемой продукции, востребованной компаниями АО «Самрук‑Қазына».
Механизм офтейк‑контрактов предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено на территории Республики Казахстан в результате реализации проекта.
По состоянию на 31 декабря 2024 года дочерними и зависимыми организациями КМГ в 2024 году заключено 137 офтейк‑контрактов на общую сумму 58,7 млрд тенге.
Год | Количество | Сумма, млн тенге |
---|---|---|
2019 | 10 | 270 |
2020 | 41 | 686 |
2021 | 49 | 388 |
2022 | 56 | 791 |
2023 | 64 | 1 687 |
2024 | 137 | 58 688 |
Итого | 357 | 62 510 |
Дополнительно в соответствии с п. 6 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2023 года № 353, разработаны и утверждены новые КПД для организаций КМГ на 2024 год по достижению «доли офтейк‑контрактов в закупках товаров» в размере 10 %. По итогам 2024 года доля офтейк‑контрактов в закупках АО НК «КазМунайГаз» составила 72 %.
Показатель | Тенгиз | Кашаган | Карачаганак | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Общая сумма | Доля местного содержания, % | Общая сумма | Доля местного содержания, % | Общая сумма | Доля местного содержания, % | |
Общая сумма выплат на местные ТРУ | 2,9 млрд долл. США | 69 | 656,3 млн долл. США | 62 | 679,6 млн долл. США | 65 |
Расходы на местные товары | 38 млн долл. США | 7 | 15,1 млн долл. США | 16 | 37,9 млн долл. США | 18 |
Расходы на местные работы | 1,5 млрд долл. США | 80 | 392,1 млн долл. США | 80 | 240,5 млн долл. США | 67 |
Расходы на местные услуги | 1,3 млрд долл. США | 77 | 249,1 млн долл. США | 53 | 401,2 млн долл. США | 84 |
Отмечаем, что установленные Фондом КПД по доле внутристрановой ценности (ВЦ) в товарах, работах, услугах для КМГ на 2024 год достигнуты.
Наименование организации | Итого | Доля ВЦ, % | Товары | Работы/услуги | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сумма | Доля ВЦ, % | КПД, установленные Фондом | Сумма | Доля ВЦ, % | КПД установленные Фондом | |||
АО НК «КазМунайГаз» | 2 054 | 81 % | 503 | 55 % | 55 % | 1 550 | 89 % | 89 % |