Взаимодействие с поставщиками

Основными принципами закупочной деятельности Группы компаний КМГ являются соблюдение законодательных и внутренних требований, прозрачность закупок, развитие добросовестной конкуренции и предоставление равных возможностей для контрагентов. Вместе с тем КМГ осуществляет ряд инициатив в закупочной деятельности в поддержку отечественных производителей в рамках реализации Программы содействия модернизации действующих и созданию новых производств.

Закупочная деятельность Группы компаний КМГ регулируется двумя документами:

Закон Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47‑VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (далее — Закон), вступивший в силу с 1 января 2022 года.

Закон регулирует базовые принципы и основные положения закупок товаров, работ и услуг (ТРУ), необходимых для обеспечения функционирования и выполнения уставной деятельности компаний квазигосударственного сектора, в том числе принадлежащих Группе АО «Самрук‑Қазына».

Для обеспечения и повышения уровня прозрачности и эффективности на основе самых передовых международных стандартов и технологий в закупочных процедурах Группа компаний КМГ использует портал «Информационная система электронных закупок» (ИСЭЗ), обеспечивающий беспрепятственный доступ (за отдельными исключениями, в первую очередь связанными с государственной тайной) к информации о закупках всем заинтересованным лицам, равенство возможностей для всех участников закупок.

ИСЭЗ позволяет автоматизировать и стандартизировать все процедуры закупочного цикла (от процесса планирования до управления договорами), сократить время при выполнении задач и ослабить степень влияния человеческого фактора. Электронные закупки облегчают доступ на рынок и, таким образом, способствуют повышению эффективности, росту конкуренции и снижению административной нагрузки и операционных расходов.

Порядок осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук‑Қазына» и юридическими лицами, 50 % и более голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук‑Қазына» на праве собственности или доверительного управления (далее — Порядок), утвержденный решением Совета директоров Фонда от 3 марта 2022 года № 193.

Порядок разработан в соответствии со ст. 14 Закона и определяет основные принципы и подходы закупок, общий порядок управления закупочной деятельностью, компетенцию Фонда в сфере управления закупочной деятельностью и оператора Фонда по закупкам, основные требования к процессам закупочной деятельности, определение применимых способов закупки, основания для применения закупки из одного источника, а также детализирует процессы закупочной деятельности К детализации относятся такие вопросы, как сроки, требования к содержанию документации и проводимым процедурам. по управлению категориями закупок, планированию закупок, управлению и выбору поставщиков, управлению договорами поставок.

Помимо ИСЭЗ, заказчики могут осуществлять закупки товаров (с пороговой суммой до 20 тыс. месячного расчетного показателя) конкретных марок и моделей от определенных производителей в электронном магазине www.skstore.kz по перечню категорий товаров, утверждаемых Правлением Фонда.

Помимо публичного распространения информации о закупках, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и условиях заключения договоров, ИСЭЗ позволяет заблаговременно установить требования для участия в конкурентных закупках, включая критерии отбора и правила проведения торгов, и их публикацию. При этом ИСЭЗ обеспечивает эффективную систему внутреннего контроля, включая обжалование результатов закупок в случае несоблюдения правил или процедур, установленных нормативными документами.

Общий объем закупок

Общий объем годового плана закупок за 2024 год составил 1 219 млрд тенге без учета НДС. Одними из важных аспектов закупочной деятельности КМГ являются сокращение закупок из одного источника и увеличение доли конкурентных закупок. Конкурентные закупки проводятся путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и товарной биржи. По итогам 2024 года сумма договоров по конкурентным закупкам годового плана закупок по Группе компаний КМГ составила 593 млрд тенге, или 51 %, что свидетельствует о стремлении КМГ к обеспечению добросовестной конкуренции и целям устойчивого развития. Неконкурентные закупки (способом из одного источника) осуществляются в исключительных случаях, когда их приобретение конкурентным способом не представляется возможным.

1 219 млрд тенге
общий объем годового плана закупок за 2024 год
593 млрд тенге
сумма договоров по конкурентным закупкам годового плана закупок по Группе компаний КМГ по итогам 2024 года
Сумма конкурентных закупок, млрд тенге, без учета НДСК конкурентным закупкам относятся закупки путем открытого тендера, запроса ценовых предложений, электронного магазина и товарной биржи.
Год Товары Работы и услуги Итого
Сумма Доля, % Сумма Доля, % Сумма Доля, %
2022 237 23 275 26 512 49
2023 302 25 320 26 622 51
2024 258 22 335 29 593 51
Общий объем поставленных ТРУ, включая долгосрочные договоры закупок, и доля местного содержания за год
Год Товары Работы и услуги Итого
Общая сумма (млрд тенге) Доля внутристрановой ценности, % Общая сумма (млрд тенге) Доля внутристрановой ценности, % Общая сумма (млрд тенге) Доля внутристрановой ценности, %
2022 410 58 1 290 90 1 700 82
2023 606 50 1 580 88 2 186 77
2024 503 55 1 550 89 2 054 81

Предварительный квалификационный отбор потенциальных поставщиков

Совершенствование закупочной деятельности с учетом требований и стандартов казахстанской и международной практики является одной из приоритетных задач для КМГ. Действенным инструментом решения данной задачи является реализация механизма проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных поставщиков.

Предварительный квалификационный отбор (ПКО) Потенциальные поставщики, прошедшие процедуру ПКО, по решению комиссии квалификационного органа включаются в Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, размещенный в открытом доступе на портале закупок АО «Самрук‑Қазына».  — процесс оценки потенциальных поставщиков на предмет соответствия квалификационным требованиям, определенным в соответствии с Порядком осуществления закупок, производимый посредством анкетирования и аудита.

Основными целями ПКО являются выявление квалифицированных, надлежащим образом отобранных поставщиков, повышение эффективности закупок товаров, работ и услуг для нужд портфельных компаний Фонда.

На сегодняшний день комиссией Фонда по ПКО утверждены 43 категории товаров, работ и услуг для проведения закупок дочерними и зависимыми организациями КМГ способом открытого тендера среди потенциальных поставщиков, прошедших процедуру ПКО.

В 2024 году КМГ дополнительно разработаны квалификационные критерии по десяти категориям ТРУ для проведения ПКО, из которых три категории были утверждены в 2024 году, остальные семь категорий находятся в процессе согласования и утверждения Комиссией Фонда по ПКО.

43 категории товаров
утверждены комиссией Фонда по ПКО
Процедура ПКО

Категорийные закупки

Управление категориями закупок является процессом выработки комплексного подхода к снижению затрат, связанных с закупочной деятельностью и использованием ТРУ, включенных в приоритетные категории.

Категоризация осуществляется путем объединения ТРУ в категории закупок по общим признакам предмета закупки и (или) единого рынка потенциальных поставщиков. Категории могут включать как одно, так и несколько наименований товаров, работ и услуг. В качестве приоритетных определяются категории с высоким уровнем затрат, критичности, потенциалом экономии и управляемостью.

Категорийное управление позволяет увеличить потенциал экономии за счет более детального анализа путем разработки и утверждения закупочной категорийной стратегии. Данная стратегия определяет оптимальный подход к закупке товаров, работ и услуг, исходя из максимизации выгод в долгосрочной или краткосрочной перспективе. Закупочные категорийные стратегии должны содержать цели и задачи, анализ внутренней и внешней среды, подходы к управлению категориями закупок, требования к развитию поставщиков, расчет выгод и план реализации.

Категорийное управление позволяет значительно снизить затраты на приобретение и использование товаров, работ и услуг за счет применения стратегического планирования, детального анализа закупаемых товаров и услуг и расчетов совокупной стоимости владения, а также за счет кросс‑функционального взаимодействия с различными структурными подразделениями бизнеса. Данный метод снабжения эффективен тем, что позволяет обеспечить как качество, так и прозрачную цену при работе с надежными производителями и поставщиками.

Управление категориями закупок включает в себя:

  • категоризацию закупаемых товаров, работ и услуг и определение приоритетных категорий закупок;
  • разработку (актуализацию) и утверждение закупочных категорийных стратегий по приоритетным категориям;
  • реализацию закупочных категорийных стратегий;
  • мониторинг реализации закупочных категорийных стратегий;
  • развитие поставщиков.
Объем и выгоды категорийных закупок в 2018–2024 годах, млн тенге
Показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Объем категорийных закупок 13 948,38 41 531,68 49 716,04 109 447,54 93 618,92 115 545,23 124 942,2
Выгоды категорийного управления закупками 1 565,01 4 101,81 7 011,23 13 109,53 8 435,32 7 534,63 13 368,3

Импортозамещение

Будучи компанией, представляющей интересы государства в нефтегазовой отрасли, КМГ ведет активную работу, связанную со стимулированием импортозамещения в закупках в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан от 8 июня 2021 года № 47‑VII ЗРК «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора» (Порядок заключения и исполнения офтейк‑контрактов (Программа содействия созданию новых производств, далее — Программа)). Основной целью Программы является поддержка частных предпринимателей, инициирующих новые производства, особенно в регионах присутствия, а также технологическое перевооружение с целью выпуска импортируемой продукции, востребованной компаниями АО «Самрук‑Қазына».

Механизм офтейк‑контрактов предусматривает реализацию импортозамещающих проектов с отлагательным условием приобретения и поставки товаров, производство которых будет налажено на территории Республики Казахстан в результате реализации проекта.

По состоянию на 31 декабря 2024 года дочерними и зависимыми организациями КМГ в 2024 году заключено 137 офтейк‑контрактов на общую сумму 58,7 млрд тенге.

Год Количество Сумма, млн тенге
2019 10 270
2020 41 686
2021 49 388
2022 56 791
2023 64 1 687
2024 137 58 688
Итого 357 62 510

Дополнительно в соответствии с п. 6 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2023 года «Экономический курс Справедливого Казахстана», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 16 сентября 2023 года № 353, разработаны и утверждены новые КПД для организаций КМГ на 2024 год по достижению «доли офтейк‑контрактов в закупках товаров» в размере 10 %. По итогам 2024 года доля офтейк‑контрактов в закупках АО НК «КазМунайГаз» составила 72 %.

137 офтейк‑контрактов
на общую сумму 58,7 млрд тенге заключено в 2024 году
Ключевые показатели по местному содержанию крупных проектов за 2024 год
Показатель Тенгиз Кашаган Карачаганак
Общая сумма Доля местного содержания, % Общая сумма Доля местного содержания, % Общая сумма Доля местного содержания, %
Общая сумма выплат на местные ТРУ 2,9 млрд долл. США 69 656,3 млн долл. США 62 679,6 млн долл. США 65
Расходы на местные товары 38 млн долл. США 7 15,1 млн долл. США 16 37,9 млн долл. США 18
Расходы на местные работы 1,5 млрд долл. США 80 392,1 млн долл. США 80 240,5 млн долл. США 67
Расходы на местные услуги 1,3 млрд долл. США 77 249,1 млн долл. США 53 401,2 млн долл. США 84

Отмечаем, что установленные Фондом КПД по доле внутристрановой ценности (ВЦ) в товарах, работах, услугах для КМГ на 2024 год достигнуты.

Наименование организации Итого Доля ВЦ, % Товары Работы/услуги
Сумма Доля ВЦ, % КПД, установленные Фондом Сумма Доля ВЦ, % КПД установленные Фондом
АО НК «КазМунайГаз» 2 054 81 % 503 55 % 55 % 1 550 89 % 89 %